Главная Статьи Другие обзоры ТРАКИ - ИСПОЛИНЫ ДОРОГ ("Автомобили и цены" 2003)

Новости
Вернуться назад

ТРАКИ - ИСПОЛИНЫ ДОРОГ ("Автомобили и цены" 2003)

    Потребность в грузовых автомобильных перевозках в нашей стране с каждым годом растет. Необъятные просторы России способствуют этому как нельзя лучше. Перевозка грузов авиацией или по железной дороге не всегда оправдывается с экономической точки зрения, а в некоторых случаях и попросту невозможна. Спрос, как известно, рождает предложение. Появляются новые компании, занимающиеся дальнобойным бизнесом, от них стараются не отставать и частные грузоперевозчики, пытающиеся прочно закрепиться на рынке.
    С ростом рынка услуг грузоперевозок растет и спрос на грузовые автомобили. Отечественная автомобильная промышленность (точнее говоря, промышленность стран СНГ) на данном этапе не в состоянии удовлетворить своих потенциальных клиентов. Из всех крупных производителей грузового автотранспорта, таких, как МАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, УралАЗ, КрАЗ, пожалуй, только Минский автомобильный завод (МАЗ) может похвастаться стабильной работой и довольно устойчивым спросом на свою технику.
    
    Проблем у наших автогигантов немало. Отсутствие государственных заказов, постоянная нехватка денежных средств на модернизацию выпускаемой продукции и разработку новых моделей, низкое качество узлов и агрега-тов (да и всей сборки в целом) привели к серьезному отставанию от иностранных конкурентов. Конечно, попытки поправить сложившееся положение предпринимают все автозаводы, но далеко не у каждого это получается. Без иностранных инвестиций выйти на мировой уровень просто невозможно. Нужны серьезные финансовые вливания. Так, седельные тягачи совместного производства МАЗ (Беларусь) и MAN Nutzfahrzeuge AG (Германия) представляют на рынке качественно новый уровень производимой в Республике Беларусь техники. А вот сотрудничество УралАЗа и фирмы IVECO не оказалось таким плодотворным. Остается только надеяться, что в недалеком будущем нашим производителям все же удастся найти источники финансирования и начать выпускать современную, отвечающую всем требованиям рынка технику.
    
    А пока не слишком богатые отечественные автоперевозчики не в состоянии купить новые и даже подержанные иномарки и вынуждены приобретать продукцию КамАЗа и МАЗа. Крупные компании, имеющие на своих активах достаточно средств, уже давно обращают свой взгляд в сторону европейских и американских производителей. Что и говорить, ведь еще в советские времена "Совтрансавто" как система, специализировавшаяся на международных перевозках, большими партиями закупала импортные грузовики, предпочитая их отечественным.
    
    Сегодня, стараясь привлечь как можно больше покупателей на свою продукцию, европейские производители вынуждены бороться за лидерство продаж в России. Обширная реклама, своевременная организация презентаций новых моделей, открытие сервисных центров по всей стране, доработка продаваемых здесь автомобилей под условия наших заказчиков, лизинговая система продаж - все это способствует укреплению позиций "европейцев" на рынке России и стран СНГ.
    
    Но существует спрос не только на новые отечественные и иностранные грузовики. В нашей стране большую популярность имеет бывшая в употреблении техника, привезенная из стран Европы и Америки. Причина, конечно, в цене.
    
    Рынок подержанных иностранных грузовиков в России устойчиво растет и приобретает цивилизованные формы. Оно и понятно, ведь спрос на бывшую в эксплуатации технику из Европы повышается, да к тому же поставщики подержанных грузовиков из Америки не сидят на месте, а стремятся составить достойную конкуренцию продавцам "европейцев". Количество сервисов уже давно стало достаточным для нормального обслуживания таких машин. Есть даже выбор: от официальных дилеров (в России находятся представительства почти всех европейских производителей) до обычных ремонтных мастерских в более или менее крупных городах, где трудятся неплохо подготовленные специалисты. Люди, работающие в этой области, накопили большой профессиональный опыт, да и с запчастями у них обычно проблем не возникает. К примеру, компания Volvo Truck имеет более 20 сервисных станций по всей территории России и ко всему прочему занимается продажей не только новых машин, но и активно реализует через свою дилерскую сеть подержанные грузовики с пробегом по Европе. В базе данных фирмы содержится информация о сотнях грузовых автомобилей Volvo различных моделей и годов выпуска, что позволяет быстро подобрать для любого клиента оптимальный вариант, соответствующий его потребностям и возможностям.
    
    Если в 2001 году доля иностранных грузовиков старше семи лет в общем объеме продаж грузовых машин по России составляла 21 процент, то в 2002 году этот показатель вырос до 30 процентов. По данным на 2002 год ежемесячно в Россию завозится около 1700 старых грузовиков, что сопоставимо с объемом производства КамАЗа.
    
    И все-таки, покупая бывший в употреблении импортный грузовик, не обрекает ли себя будущий владелец подобной машины на ряд проблем, связанных в основном с ее возрастом и техническим состоянием? Не лучше ли купить практически за те же деньги новую отечественную машину? Судя по тому, как много стало на дорогах России "иностранцев", - нет. Вероятно, намучавшись с нашей техникой, водители принимают для себя наиболее правильное, с их точки зрения, решение о покупке подержанного "европейца" или "американца". Причем, делая выбор в пользу импортной техники, они почти всегда с уважением вспоминают свои старые КамАЗы, МАЗы, КрАЗы. Ведь многие из них начинали водительский путь на этих трудягах.
    
    
    Современный грузовик из Европы (а пятилетний трак без сомнений можно считать современным) - это технически выверенный и сбалансированный механизм, качество исполнения которого говорит само за себя. Продуманная эргономика рабочего места, комфортабельность кабины, экономичность, безопасность, возможность осуществления международных перевозок, экологичность двигателей - вот далеко не все положительные моменты, которые учитывают будущие владельцы траков из Европы.
    
    предлагаемое продавцами разнообразие подержанной техники столь велико, что можно найти машину практически под любого заказчика. Специализированные издания испещрены рекламой, а в Интернете быстро и без труда подберешь нужный грузовик.
    
    Но не только европейские траки пользуются популярностью в России и странах СНГ. На дорогах нашей страны все чаще можно встретить "представителей" американских, ставших уже культовыми, фирм. В основном это бескапотные подержанные тягачи International 9700/9800 и капотники Freightliner Century и Freightliner FLD 120. Реже встречаются Freightliner FLB 120 и International 9400 EAGLE. Их своеобразный дизайн восхищает многих дальнобойных водителей. И разве можно не восторгаться мощью и красотой исполинов современных трасс? Их подчас аскетичный дизайн, простота конструкции и неповоротливость (хотя, скорее, размеренная неспешность) ни чуть не принижают красоты и блеска этих домов на колесах.
    
    Судя по всему дилеры американских грузовиков в России серьезно взялись за продвижение подержанных траков из Америки. На сегодняшний день, к примеру, стоимость растаможенного тягача International 9800 1998 года выпуска составляет 23 000 долларов. В оснащение этого бескапотного гиганта входит кондиционер, круиз-контроль, двигатель Cummins M-11 в 370 л. с., воздушный тормоз, или, как еще говорят, парашют (возможность тормозить только прицепом), кабина в исполнении High Riser с ровным полом, а также сепаратор с подогревом и ABS. Из "европейцев" за такие деньги можно, пожалуй, приобрести только технику 1996 года, состояние которой не всегда соответствует заявленной продавцами цене.
    
    Все больше отечественных дальнобойщиков предпочитают европейским грузовикам американские. Причин тому много. Пожалуй, основной фактор - невысокая цена за очень "свежий" тягач. Не будем забывать и о надежности этих автомобилей. Алюминиевая клепаная кабина, прочная лонжеронная рама, двигатели с огромным ресурсом (пробег в четыре миллиона километров не редкость в Америке), простота многих технических решений - все это еще раз говорит о возможности нормальной эксплуатации заокеанских траков у нас. Серьезная конкурентная борьба за американский рынок заставляет производителей грузовиков и их поставщиков постоянно совершенствовать свою продукцию, добиваясь высочайшего качества и надежности. Но на этом плюсы не заканчиваются. Сегодня, наверное, никого не удивишь рассказами о комфортабельности этих машин. Кабины High Riser у International 9800 и Raiser Roof 110 у Freightliner FLD 120 просто гигантские. Ровный пол, множество ящиков и отсеков для вещей, наличие кондиционера практически у всех американских тягачей говорят об удобстве работы водителя.
    
    Бескапотный американский тягач с европейским полуприцепом свободно вписывается в стандарты Европы по габаритам (длина седельного тягача с полуприцепом в большинстве стран Европы равна 16,5 метра), массе и нагрузкам на оси, высоте седла. Двигатели американских фирм Cummins, Caterpillar и Detroit Diesel по своим экологическим параметрам находятся на том же уровне, что и европейские, а зачастую и превосходят их.
    
    
    И хотя с технической точки зрения обслуживание американских траков в России дело непростое (нехватка сервисных центров, дюймовые ключи, проблемы с литературой: тяжело найти книги и схемы по узлам и агрегатам, тем более на русском языке), все же продавцы "американцев" постепенно отвоевывают свою долю рынка подержанных автомобилей в нашей стране, и уж точно сердца многих российских дальнобойщиков принадлежат им.
    
    Так можно ли считать сегодняшний отечественный рынок грузовой техники сложившимся во всех отношениях? Наверное, и да и нет. Иностранные производители, стремясь прочно закрепиться на нем, используют все цивилизованные методы конкурентной борьбы и тем самым дают пример нашим автозаводам. Такие отечественные автогиганты, как МАЗ и КамАЗ, медленно, но верно выходят из кризиса, дорабатывая выпускаемые ими модели. Так, в Набережных Челнах готова к серийному производству новая модель - КамАЗ 5460-002 - тягач-сорокатонник со сверхвысокой крышей. На УАМЗе родился новый необычный тягач "Буран" с очень интересным дизайном, а на Уральском автозаводе вскоре должно начаться серийное производство нового седельного тягача Урал 636142-02 6х6 с 250-сильным двигателем ЯМЗ-236БЕ Euro2 и комфортабельной кабиной.
    
    Ждет ли успех все эти новинки, покажет время, но позитив, как говорится, налицо.
    
 
 
 
 
 
 


Другие статьи

Рейтинг@Mail.ru