СтатьиСюрпризы Ганновера
Для дилеров

Опросов нет

Архив вопросов


Вернуться назад

Сюрпризы Ганновера

На крупнейшей выставке коммерческих автомобилей IAA-2012, которая проходит в немецком Ганновере, нетрудно заблудиться, а обойти ее даже за пару дней практически нереально. В шестнадцати (!) павильонах и между ними - тысячи грузовиков, автобусов, фур, фургонов и фургончиков, не говоря уже о комплектующих... Мы же решили рассказать о наиболее любопытных экспонатах.

Скучно журналисту Авторевю на выставке IAA! Новинок здесь хоть отбавляй, однако... Публика, скажем, толпилась вокруг новейших Volvo FH и модернизированных тягачей DAF XF, а мы уже рассказывали о них читателям (АР N18, 2012). На мановском стенде красуются грузовики с обновленными "мордочками" и двигателями Euro 6, но и с ними мы знакомы (АР N16, 2012).

О тягаче Iveco Stralis Hi-Way (он победил в конкурсе Грузовик 2013 года) и фургончике Ford Transit Custom (Фургон 2013 года) в Авторевю тоже рассказывалось. Может, о лайнере Setra 500 написать? Но на его тест-драйв в Германию только что съездил Геннадий Борисов. В свою очередь, Федор Лапшин готовит подробную статью о том, как ведут себя на дорогах новые развозные Мерседесы, тяжелый Antos и "каблучок" Citan...

К тому же достижения западного автопрома, показанные в Ганновере, напоминали советскую выставку достижений народного хозяйства: уж больно они оторваны от российской действительности. Ни упомянутые тягачи MAN и DAF нового поколения, ни Antos мы не увидим на наших дорогах, ведь их двигатели отвечают только нормам Euro 6, да еще с применением системы рециркуляции EGR, которая не "переваривает" нашу солярку.

Даже планировка самой выставки IAA напоминает былую ВДНХ. Вон огромный павильон Машиностроение, то есть Mercedes, и в нем ровно 76 автомобилей. Только среди них можно гулять часами! Вдали, через аллею - павильон Космос, в смысле MAN...

Как раз с них и начнем: MAN с Мерседесом устроили на выставке негласную дуэль - аэродинамическую.

Ветер в хвосте

Концептуальный автопоезд, построенный МАНом при участии "прицепщика" Krone, создатели полуприцепа прозвали гриндой (это вид крупных дельфинов). Но сам тягач Concept S публика видела еще два года назад на выставке IAA-2010. Мановцы выклеили его корпус "без окон, без дверей" из стеклопластика, и начинки тут нет... Создатели всерьез заявили, что расход топлива у этой игрушки в натуральную величину будет меньше, нежели у обычного тягача, на 25%, выброс зловредного углекислого газа - на столько же.


Сзади у концепт-автопоезда, построенного фирмами MAN и Krone, - штора вместо створок-"ворот" и табло между фонарями, на котором зажигаются предупредительные надписи ("пробка" и т.д.)

Тогда мы посмеялись над проектом и думали, что тем дело и закончится. Ан нет: чтобы оправдать громкие заявления об экономии, для знакомого концепт-трака построили еще и обтекаемый концепт-трейлер Krone AeroLiner. Коэффициент аэродинамического сопротивления получившегося автопоезда равен всего 0,3 ( у обычного автопоезда - от 0,8 до 0,5). Может, если его выпустить на трассы, он действительно окажется сверхэкономичным?

Но вот беда: автопоезд не вписывается в разрешенную в Евросоюзе габаритную длину 16,5 м. "Чтобы реализовать аэродинамический потенциал, необходимы дополнительные 2,3 м", - комментируют мановцы. Что ж, можем предложить эксплуатировать этот автопоезд в России, где разрешенная длина равна 20 метрам! Вот только насчет экономии в наших условиях обещать не беремся.



Концепт-трак Renault CX/03 - лишь компьютерный эскиз. Вряд ли настоящий тягач, который появится в 2013 году, будет похож на него!

Daimler показал своим гостям машины "из дальних стран" - индийский BharatBenz, китайский Foton и КАМАЗ с мерседесовскими компонентами. Но потом китайский и российский тягачи убрали

Mercedes построил более реалистичные модели (автопоезд с трейлером Schmitz и одиночный грузовик) на базе серийных моделей Actros: по расчетам, расход топлива у такого автопоезда должен снизиться на 4,5%, у аналогичного грузовика - на 3%.

Однако мерседесовский автопоезд тоже не вписывается в европейский габарит, поскольку его "хвостовики" на полуприцепе увеличивают общую длину на 40 см.

Поэтому сейчас Mercedes "пробивает" в Евросоюзе увеличение длины автопоездов - и лед уже тронулся. В мае нынешнего года комиссия ЕЭС рекомендовала разрешить использование складных аэродинамических "закрылков" длиной до 50 см: мерседесовцы надеются, что соответствующий закон будет принят уже в начале следующего года.


Дизайн в чистом виде: этот макет гибридного тягача стоял на стенде поставщика автокомпонентов Magna

Тягачи, которых не было

Когда перед самым открытием выставки компания Renault Trucks выложила в интернет эскизы концепт-трака с кабиной, похожей на шлем Дарта Вейдера из Звездных войн, у нас захватило дух: да это же главная сенсация выставки! Тем более что и раньше французы неоднократно радовали публику концепт-траками. Мчусь на французский стенд... А там - только серийные Премиумы и Магнумы.

Дальше компьютерных эскизов дело, увы, не пошло. Видимо, хозяева из концерна Volvo не дали денег на постройку полноценного макета: мол, нечего тратить средства в преддверии обновления существующей гаммы. Так что пока ждем: весной 2013 года Renault покажет новые развозные модели, а в июне - дальнобойные.

Еще более детективная история связана с появлением в Ганновере (а также исчезновением) перспективного тягача КАМАЗ-5490 с кабиной и двигателем Mercedes Axor. Его уже показывали в Москве на выставке Комтранс-2011.


Mercedes и Schmitz продемонстрировали, как может выглядеть максимально аэродинамичный автопоезд на основе серийных тягача и полуприцепа. Заявленная экономия топлива - 4,5%

"Обязательно сфотографируй этот КАМАЗ: в интернете появился его снимок на мерседесовском стенде!" - ­напутствовал меня Федор Лапшин.

Брожу до умопомрачения по павильону Мерседеса между бесчисленными Актросами и Спринтерами, но не вижу ничего похожего на КАМАЗ. Наконец чуть не со слезами умоляю стендистов: "Скажите, где русский грузовик? Шеф велел сфотографировать!" И знаете, что оказалось? Он действительно был. Но сплыл.


По расчетам мерседесовских специалистов, аэродинамичный фургон на базе Актроса экономичнее серийного на 3%

КАМАЗ, равно как и китайский Foton Auman GTL, выпущенный на совместном предприятии Foton-Daimler, показали только в первый вечер, еще до открытия выставки, и лишь приглашенным мерседесовским гостям. А потом убрали с глаз долой. Судя по всему, Mercedes не захотел афишировать совместную продукцию, в названии которой нет упоминания о немецкой марке. Зато грузовики нового индийского завода BharatBenz, который принадлежит самому Даймлеру, стояли в павильоне в течение всей выставки: как-никак Бенц!

Немец с китайцем...

Правильно, "братья навек". Еще до выставки в редакцию начали приходить пресс-релизы от доселе неизвестного немецкого производителя полуприцепов Burg Silvergreen. "Бург серебряно-зеленый"? Открываем интернет-сайт компании: "Новая фирма основана Питером ван дер Бургом и компанией CIMC, "Китайские международные морские контейнеры".

Основные компоненты для трейлеров (лонжероны и уже сваренные узлы) выпускают в Китае - и везут морем в Европу. В Австрии сваривают и окрашивают рамы. В Бельгии собирают "тенты" и контейнеровозы. В Голландии выпускают рефрижераторы.

А когда номер готовился к печати, пришло сообщение о том, что началось строительство сборочного завода компании около немецкого Гюнцбурга, рядом с автобаном А8. Там будет работать 300 человек, проектная мощность - до 10 тысяч фур в год. Представляете, насколько дешевле будут немецкие полуприцепы, наполовину изготовленные в Китае?


Найдите десять отличий: на верхнем снимке - вездеход-гигант Titan, на нижних - аналогичный Paul. И тот и другой построены на мостах Kessler и с мерседесовскими компонентами, включая двигатель и кабину. При этом фары Титана - от старого Актроса, а фары Пауля - уже от нового!

При этом штаб-квартира новоявленной компании находится в Ной-Ульме, прямо под носом у знаменитого конкурента Kögel! Его владелец Ульрих Хумбаур, почувствовав, что рынок уходит из рук, прямо на выставке срочно (так и хочется написать "судорожно") подписал договор о стратегическом сотрудничестве с китайским холдингом Weichai. В этом холдинге работает 60 тысяч человек (китайские масштабы!), а в компании Kögel - всего тысяча. Понятно, кто кого может проглотить?

Немецкого производителя автобусов и троллейбусов Vizeon, который в свое время отпочковался от марки Neoplan, уже проглотили со всеми потрохами: владельцем стал китайский производитель автобусов Youngman, который приобрел 74,9% акций. Выбор на Youngman пал неслучайно: он выпускает лицензионные автобусы MAN и Neoplan, а Vizeon использует компоненты MAN. "С новыми владельцами мы планируем увеличение заказов на 50% только в нынешнем году", - гордо заявляют немцы. Было бы чем гордиться.


На базе нового Volvo FH16 появился и 750-сильный тягач-тяжеловоз, построенный при помощи фирмы Popp из немецкого Нюрнберга

Аналогичная история произошла и с маленьким голландским производителем специальных грузовиков GINAF, который использует агрегаты и кабины DAF. Год назад владельцем марки GINAF стал китайский концерн CNHTC - тот, что выпускает известные у нас самосвалы Howo. Так что пятиосный тяжеловес GINAF "грузоподъемностью до 90 тонн" (так написано на его кабине) и гибридный автобус той же марки, показанные в Ганновере, выпущены уже под китайским руководством...

Титан против Пауля

На предыдущих страницах мы рассказали об "аэродинамической дуэли" компаний MAN и Mercedes - а вот участников второй "дуэли", которая прошла в Ганновере, не заботят ни габариты, ни аэродинамика, ни расход топлива!


Гигантские грузовики-вездеходы немецких компаний Titan и Paul предназначены для перевозки нефтяного оборудования по пустыне или тундре: под их платформами запросто может встать человек. Обе компании давно сотрудничают с Мерседесом: Titan строит упомянутые машины для нефтепрома, сверхтяжелые тягачи-тяжеловозы и шасси для аэрод­ромных пожарных машин, а Paul занимается экзотическими переделками наподобие многоосных шасси для автокранов и высотных подъемников.

Показанные монстры Titan Z80.600 и Paul HM 80.570 похожи не только внешне. Полная масса обоих - 80 тонн, мощность двигателей - около 600 л.с., подозрительно идентична и "начинка". Кабины от модели Mercedes Actros, мерседесовские же силовые агрегаты (двигатели OM 502LA, механические коробки передач и "раздатки"), внедорожные мосты Kessler (20-тонные спереди и 30-тонные сзади); шины Michelin 29.5 R25. Разница только в конструкции задней подвески и в марке заказных коробок-автоматов: ZF для Титана, Allison для Пауля.

Все объясняется просто: год назад с Титана на Пауль перешел главный инженер. Потому-то и появился вездеход, до мелочей копирующий "старшего брата". Кстати, представитель Пауля вручил мне проспект машины на грамотном русском языке. Значит, немцы надеются, что машина заинтересует наших газовиков или нефтяников!


Футуристы


Почему на лобовом стекле серийного с виду грузовика VW Constellation, который стоял на стенде MAN (бразильская "грузовая" марка VW принадлежит мановцам), написано "concept vehicle"? Обходим машину: ой, мама... Кажется, сумасшедший водопроводчик опутал шасси сетью труб и шлангов! Здесь стоит "гидрообъемная рекуперативная система": когда машина тормозит, поршневой механизм накачивает жидкость в гидроаккумулятор - здоровенные баллоны за кабиной. А при разгоне жидкость помогает раскручивать коленвал, что улучшает динамику разгона и якобы экономит до 15% топлива. По замыслу разработчиков, машины с такой системой могут работать мусоровозами. Но сколько они будут стоить?



Фуры по-китайски: слева - пресс-релиз о сотрудничестве компаний Kögel и Weichai, вверху - полуприцеп немецко-китайской марки Burg Silvergreen

Тяжеловесы GINAF с кабиной и агрегатами DAF делают в Голландии. Но фирма уже принадлежит китайцам

Голландский Terberg, большой специалист по части создания терминальных тягачей (для работы в портах), привез такой тягач - только с электроприводом, обвешанный аккумуляторами. Его максимальная скорость равна всего 40 км/ч, и запас хода - не более 80 км, но в данном случае это не важно: в порту гонять негде и некуда, а батареи зарядить несложно.


Самый необычный с виду автобус выставки - израильский Haargaz Urbanit

А теперь представьте чудесную картину "евробудущего": электрические тягачи Terberg бесшумно подтаскивают контейнеры к пирсу, не портя выхлопными газами чудный морской воздух. Но затем судно-контейнеровоз Emma Maersk ка-ак взревет своим движком мощностью 110 тысяч "лошадей", ка-ак потащится по морю со средним расходом 320 тонн в сутки - и не "евросолярки", а чистейшего мазута... Но это так, к слову.



Что концептуального в этом серийном с виду грузовике Volkswagen Constellation из Бразилии? Здесь стоит...

...гидрообъемная рекуперативная система, которая помогает при разгоне!

Автобусы

Хотя IAA - выставка, в первую очередь, "грузовая", в ней активно участвуют и производители автобусов. Правда, в их павильонах полно экспонатов, но не посетителей.


У трехсекционного немецкого "автотрамвая" Goppel AutoTram от носа до хвоста - больше тридцати метров!

Между тем "автобусных" экспонатов были весьма любопытные. Например, городская "гармошка" Urbanit израильской фирмы Haargaz. Никогда не слышали о такой марке? А ей уже исполнилось 80 лет и древние бэушные автобусы Mercedes-Haargaz ходят даже по Подмосковью... Новая модель, разработанная специально для выделенных линий (BRT, bus rapid transit), построена на шасси MAN с коробкой-"автоматом" Voith и при длине 18,75 м вмещает 140 пассажиров.

Но гораздо больше, до 256 человек, влезает в фантастическую трехсекционную "гармошку" AutoTram ("автотрамвай"), созданную немецкой фирмой Goppel. Ее длина - больше 30 м: по словам разработчиков, это самый длинный автобус в мире!

И c очень хитрым гибридным дизель-электрическим приводом - аж с двумя дизелями. "Первичный" дизель-генератор (в хвосте первой секции) выполнен на базе шестицилиндрового Iveco мощностью 295 л.с., "вторичный" (в последней секции) - на основе 315-сильного агрегата Mercedes V8. "Хранителями электричества" служат, с одной стороны, литий-ионные акумуляторы, с другой - конденсаторный накопитель. Подвеска трех осей (N1, 3 и 4) независимая, при этом три оси (N3,4 и 5) - подруливающие при помощи электрогидравлического привода.


Салон "автотрамвая" кажется бесконечным...

У нас есть подозрение, что этот монстр так и останется прототипом: уж больно он дорог и слишком тесны для него улицы европейских городов.

Обещанного российского автобуса Volgabus (бывший Волжанин) в Ганновере не было: завод собирался показать междугороднюю модель на чешском шасси Avia, но все ограничилось показом рисунков на пресс-конференции, а сама машина еще не готова.

Зато в одном из павильонов стояли львовские ЛАЗы - городской CityLAZ с газовым двигателем MAN и туристический Lemberg (так Львов называется по-немецки).



Вот он, немецкий педантизм: ограничение скорости "автотрамвая" - ровно 62 км/ч

Украинский ЛАЗ привез туристическую модель Lemberg с испанскими сиденьями, обтянутыми красной кожей

Как и два года назад, львовские автобусы стали единственными машинами из СНГ, показанными публике в Ганновере! В прошлом году ЛАЗ выполнил заказ для чемпионата Европы по футболу (правда, по словам лазовцев, вместо обещанных 600 машин заказчики оплатили лишь 200), сейчас 80 машин получила Македония. А вот на российском рынке (даром что владелец ЛАЗа россиянин) дела обстоят плохо. Срок сертификации львовских автобусов в России истек, для его продления нужны деньги и время, поэтому прекратились даже штучные поставки.

Еще один любопытный автобус обнаружился между павильонами - городской Solbus из Польши с надписями на борту "Euro 6" и "Gazprom Germania". Solbus - небольшое семейное предприятие, которое выпускает автобусы с двигателями Cummins и Iveco.



Автобус польский, газ русский: совместный проект компаний Solbus и Газпром

А при чем тут Газпром? Оказывается, его немецкое подразделение вместе с поляками "продвигает" в Европе машины, работающие на сжиженном газе. Это мы привыкли к такому топливу, а европейцам оно в новинку: там в основном используют сжатый газ.

Прошедшей весной два автобуса Solbus-Gazprom работали в разных польских городах, а в Ганновер этот экземпляр прибыл с финиша пробега "Голубой коридор" от Москвы до Брюсселя. Поляки гордятся: "Автобус прошел 4000 км без единой поломки".

Завершим обзор вовсе не автобусом, а роскошным американским тягачом Western Star по имени Wanted ("Разыскиваемый"), который стоял на входе в мерседесовский павильон: как известно, марка Western Star принадлежит концерну Daimler. Хром, кожа, "трубы с парохода, модные в любое время года"... Плохая аэродинамика, говорите? Большой расход топлива? Зато какая эффектная машина!


Этот шоу-трак Western Star 4900EX Wanted в стиле вестерн построила сама компания: бампер, фальшрадиаторная решетка, подножки и баки обтянуты натуральной кожей!