СтатьиВ ЛУИСВИЛЛ ЗА НОВЫМ ВЕКОМ. Шоу грузовиков: как это делается в Америке. (Журнал "За рулем" N 6 за 1999 год)
Для дилеров

Опросов нет

Архив вопросов


Вернуться назад

В ЛУИСВИЛЛ ЗА НОВЫМ ВЕКОМ. Шоу грузовиков: как это делается в Америке. (Журнал "За рулем" N 6 за 1999 год)

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Если бы меня попросили назвать три объекта (неодушевленных), вслед которым на российских дорогах обязательно оглядываются, как минимум дважды помянул бы американские грузовики. Редко, но встречаются на трассах заокеанские "траки", и всякий раз кажется, что мимо проносятся даже не диковинные машины-гиганты, а образ далекой страны. Представьте теперь, что появляется возможность посмотреть на "кенворты", "петербилты", "фрейтлайнеры" в их родной стихии: фирма "Катерпиллер", один из лидеров двигателестроения, приглашает российских журналистов на "Мид-Америка Трак Шоу", крупнейшую в Штатах грузовую выставку... За мной, читатель, в Луисвилл! Начнем с "Кенворта", девиз которого - "Лучший в мире" (The world`s best). Марка, пожалуй, наиболее почитаема в среде грузоперевозчиков. Обычно среди достоинств американских грузовиков называют выдающиеся надежность и долговечность - трансконтинентальные рейсы требуют именно этих качеств в первую голову... А "Кенни" к тому же самый "продвинутый", что особенно заметно на последней разработке - "Грузовике передовой технологии" следующего тысячелетия, как его видит фирма. Взяв за основу "Кенворт-Т2000", образец аэродинамичного гладенького "капотника", конструкторы начинили его всевозможными электронными устройствами. Полагая, что определение "век информации" подойдет и XXI столетию, грузовик оснастили тарелками спутниковой связи, подключили к Интернету, снабдили жилой отсек огромным 42-дюймовым монитором, а панель приборов - отдельным дисплеем, подключенным к навигационной и диагностической системам. Видеокамеры, вмонтированные в зеркало заднего вида и боковину спального отсека, упрощают маневрирование, транслируя изображение на два "собственных" экрана. Ночью границы видимости расширяет система "найт вижн" (ЗР, 1999, N 4). Осмотрев верхушку электронного айсберга, остается лишь согласиться с главой конструкторского подразделения фирмы Джимом Бечтолдом: "...грузовик умнее, надежнее, эффективнее предшественников, причем это относится не к отдельным агрегатам и системам, а ко всей машине в целом". Кстати, о лучших - то бишь, о best. Северо-Американские Соединенные Штаты, конец ХIХ - начало ХХ века, расцвет предпринимательства. В сельском хозяйстве наступает "паровая" эра: механизмы на конной тяге сменяют самоходные монстры. Один из лидеров рынка паровиков - фирма, скромно названная по фамилии основателя: "Бест" (англ. best - "лучший"). Любопытно, что с 1902 года предприятие поставляло машины и в Россию, где они работали, в том числе, в лесной и деревообрабатывающей промышленности (привет "Сибирскому цирюльнику"!). Конкурент "Беста" - фирма "Холт" - также выпускала разнообразные машины, по современной терминологии - от тракторов до лесовозов. Понятно, что традиционный движитель - колесо - не слишком годился для пахоты, и в 1904 году конструкторы обратились к известной с начала предыдущего столетия идее - поставили колеса на бесконечную многозвенную металлическую ленту. Тракторам "Холт" с таким движителем придумали собственную торговую марку - "Катерпиллер" (Caterpillar), то есть "Гусеница". В 1925 году "Бест" и "Холт" объединились в "Катерпиллер Трактор Ко."; как видите, слияние довольно крупных фирм отнюдь не последняя мода. К 20-м оба предприятия были "раскручены", выпускали несколько типов колесных и гусеничных машин, которые работали и в сельском хозяйстве, и в стремительно развивающемся дорожном строительстве. Если "Кенворт" - самый передовой, то самым консервативным, по крайней мере внешне, был до недавнего времени "Петербилт". Это стиль: квадратный радиатор, блеск стали и хрома, высоченные трубы, выставленные напоказ крутые бока топливных танков... и спальный отсек с занавесками в цветочек. Впрочем, в Луисвилле фирма продемонстрировала, что ей не чужда современная мода, и выкатила новинку серии 387, почти двойника "брата Кенни" Т2000 (обе фирмы входят в группу "Паккар"). Кому-то нравится аэродинамика в сочетании с именем "Петербилт", нельзя же оставлять их без внимания. Тем более, что прежде единственный "Питер" относительно обтекаемых форм - модель 377 - уже не выглядит современным, но еще не стал классическим... Главная новость от компании "Нэвистар Интернешнл": в ее экспозиции нет бескапотных машин, благодаря которым, собственно, марка ныне известна в России ("интеры", по-моему, встречаются чаще других американцев). Представитель фирмы махнул рукой в сторону "фрейтлайнеров": "бескапотники ныне выпускают только соседи; после пересмотра ограничений по длине автопоездов спрос невелик..." Кстати, знаете, какие гарантийные обязательства дают американские грузовые фирмы? На примере "Интернешнл": гарантия на 2 года или 200 тысяч миль (не километров!); максимальный срок - 5 лет или 500 тысяч миль. Во многом срок гарантии обусловлен конструкцией мотора. Обычно фирма, производящая грузовики, предлагает клиентам широкую гамму двигателей. Выбирайте нужную мощность и изготовителя - "Детройт дизель", "Камминс", "Катерпиллер". Последние особенно заметны на трак-шоу: многие флагманы несут гордую надпись - 600 НР (лошадиных сил). Как правило, это означает, что под капотом - желтые цвета "Катерпиллера". Ничего удивительного, что вместе с другими американскими фирмами "Катерпиллер" двинулся на край света - сменять крестьянских лошадок в Страну Советов. 69 лет назад "За рулем" размещал рекламу гусеничных тракторов, комбайнов, дорожных машин из Иллинойса и Калифорнии. Представьте, продажа техники в Советский Союз помогла фирме пережить Великую Депрессию... Бензиновые двигатели в начале века вытесняли паровые, а им в спину уже постукивали дизели. С 30-х "Катерпиллер" выпускает дизельные моторы и для своих тракторов, и в качестве силовых установок судов, генераторов, грузовиков. Дизели Cat, как иногда для краткости именуют марку, работают под длиннющими капотами американских "траков", заслужив добрую репутацию надежностью, качеством, мощью. В прошлом году в Северной Америке выпущено 118 тысяч агрегатов, что стало для фирмы рекордом: это без малого четвертая часть рынка двигателей грузовиков. Современная вершина производственной гаммы автомоторного отделения "Катерпиллер" - двигатель 3406Е, располагающий в самой форсированной версии целым табуном из 600 "лошадей". Эти лошади, правда, американские, в более привычной нам европейской системе мер их окажется даже побольше - 603. Некоторые двигатели "Катерпиллер" представлены в таблице - от интереснейшего 3126В с электронными насос-форсунками с гидравлическим (!) приводом, через современнейшие легкие С-10 и С-12 до самого мощного 3406Е. Довольно простой, но весьма надежный 3116 выпускается ныне только на европейском филиале фирмы и попадает, в частности, в Россию, в мотоотсеки ЗИЛов и ЛиАЗов. Заглянем теперь на стенды европейцев, скупивших национальные фирмы. "Даймлер-Бенц", завладев именитым "Фрейтлайнером", удерживает на рынке лидерство. И потихоньку выводит американца и в Старый Свет. Но если на выставке в Ганновере "Фрейтлайнер-Аргоси" (ЗР, 1998, N 12) служил шоу-стоппером, то здесь он обычный экспонат в ряду других, выделяющийся разве что редкой теперь бескапотной компоновкой. Нравится - покупайте! Лучшая характеристика политики "Вольво" на заокеанском грузовом рынке - агрессивность. Американское отделение рвануло вперед прямо-таки с космической скоростью, прибавив только за прошлый год 40% к продажам. Из последних моделей наиболее выделяется "770" с чудовищной по европейским меркам и немалой даже по штатовским жилплощадью - 4,5 м2! Поддержку флагману оказывает новейший "660", чуть более скромный по размерам и оборудованию. Все-таки любопытно, почему янки с таким энтузиазмом принялись раскупать вроде бы "чужие" грузовики? Может быть, сверхнадежность и сверхкомфортабельность машин исключительно отечественной конструкторской школы в сравнении с европейскими несколько преувеличены? Или вести дела умеют не только в Америке? В любом случае, Старый Свет рано списывать со счетов, оказывается, у него есть чему поучиться... Именно так рассудили в принадлежащей "Рено" фирме "Мак", представившей самую яркую премьеру салона. Яркую, в том числе, в прямом смысле - при взгляде на выставленные под солнце желтые и красные грузовики "Вижн" (Vision) на ум приходило: "вырви глаз". Обтекаемый, сглаженный силуэт и... обилие электроники. Вспомним "Кенворт" - однако, тенденция! Ну-с, попробуем подытожить. Грузовик по-американски собран из "конструктора" - есть выбор моторов, коробок, мостов, тормозов производства специализированных фирм, к которым создатели машин добавляют все остальное (это не так мало, но и не слишком много). Получается некий комплект, который не назовешь неповторимым. Разные с виду марки могут оказаться очень похожими внутри... И обо всех можно сказать нечто общее. Кажется, Америка постепенно отказывается от классических "траков" в пользу аэродинамичных машин. Странным показалось некоторое пренебрежение средствами пассивной безопасности - "эйрбэги" предлагают "Фрейтлайнер" и "Вольво", готовится "Кенворт". У остальных подушки я видел только в спальном отсеке - пуховые... Рассчитывают на "полтора метра жизни", очевидно. Зато помешанные на экологии американцы могут спать спокойно - моторы удовлетворяют самым строгим нормам, перекрывающим европейские. Правда, ни на одной модели не встретились дисковые тормоза, возможно, не столь долговечные, но более эффективные, чем барабанные. В то же время по насыщенности информационными технологиями грузовики напоминают офисы программ новостей. Хотя рабочее место водителя после европейских ДАФа или "Скании" кажется тесноватым. "Зато" просторно жилище, которое возят с собой. Подобные параллели (или перпендикуляры?) можно продолжать долго, а в общем применительно к американским грузовикам лучше всего подходит определение - машины контрастов. Монитор используется и как экран компьютера, и как телевизор. Звук - как в современном кинотеатре, Dolby surround! Слева - стойка с аудио- и видеотехникой. "Кенворт" следующего тысячелетия. Модель 3406 Е возглавляет гамму автомобильных моторов Cat. Премьера Луисвилла - обтекаемый "Петербилт-387". Каков орел! Дальнобойные "интеры" носят имя "Игл". На снимке - флагман "9900iх". Трудно поверить, что марка принадлежит "Даймлер-Бенцу"? "Фрейтлайнер-Классик ХL" с 600-сильным "Катерпиллером". "Вольво-660" - "щелчок по носу" старожилам рынка. Современный грузовик фирма "Мак" видит так. Новейшая модель "Вижн". А так "Вижн" увидит водитель, сев за руль. Антон ЧУЙКИН