СтатьиАэро­ди­на­ми­че­ские хит­ро­сти под лупой
Для дилеров

Опросов нет

Архив вопросов


Вернуться назад

Аэро­ди­на­ми­че­ские хит­ро­сти под лупой

Аме­ри­кан­ская ком­па­ния Peterbilt Motors Company на выставке MATS 2015 пре­зен­то­вала оп­ти­ми­зи­ро­ван­ный ва­ри­ант се­дель­ного тя­гача Peterbilt 579 EPIQ, в ко­то­ром объединен пакет узлов и аэро­ди­на­ми­че­ских устройств, за­метно со­кра­ща­ю­щих рас­ход топ­лива.

Тех­ни­че­скую сто­рону па­кета Peterbilt 597 EPIQ мы уже осве­щали: 13-лит­ро­вый тур­бо­ди­зель PACCAR MX-13 с 10-сту­пен­ча­той ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной КП Fuller Advantage Automated Transmission, шасси 6х2 с 2-мет­ро­вым "спаль­ни­ком" UltraCab и ши­нами Goodyear с низ­ким со­про­тив­ле­нием ка­че­нию. Из элек­тро­ники можно от­ме­тить си­стему мо­ни­то­ринга дав­ле­ния воз­духа в коле­сах SmartTire Tire Pressure Monitoring System и адап­тив­ный круиз-кон­троль. Апри­ори на эко­но­ми­че­скую эф­фек­тив­ность ав­то­мо­биля вли­яет пра­виль­ный под­бор де­та­лей и узлов, но именно уста­новка аэро­ди­на­ми­че­ских эле­мен­тов поз­во­ляет тя­гачу Peterbilt 597 EPIQ иметь мень­ший на 10% рас­ход топ­лива, чем у се­рий­ного ана­лога - Peterbilt 597.

Разо­браться в ню­ан­сах по­мо­жет Франк Шнэк (Frank Schneck), ме­не­джер тех­ни­че­ского от­дела ком­па­нии Peterbilt. Нач­нем с того, что идея воз­ник­но­ве­ния па­кета 579 EPIQ стала ге­не­ри­ро­ваться после того, как ин­же­неры Peterbilt при­няли уча­стие с "579-й" мо­де­лью в про­екте SuperTruck. Эта про­грамма была ор­га­ни­зо­вана и про­фи­нан­си­ро­вана ми­ни­стер­ством энер­ге­тики США.

Бо­ко­вые сек­ции с плав­ным про­фи­лем и ин­те­гри­ро­ван­ными сек­ци­ями сту­пе­ней для до­ступа в ка­бину. Внутри аэро­ди­на­мич­ных эле­мен­тов под лю­ками на­хо­дятся че­тыре ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­реи.

Под бо­ко­выми об­те­ка­те­лями упря­таны топ­лив­ный бак, ем­кость с нейтра­ли­зу­ю­щей жид­ко­стью DEF. Кон­фи­гу­ра­ция па­нели на­прав­ляет воз­душ­ный поток оп­ти­маль­ным об­ра­зом, сни­жая ди­на­ми­че­ское со­про­тив­ле­ние тя­гача.

Была пе­ре­про­ек­ти­ро­вана форма спойлера и до­бав­лены вер­ти­каль­ные плав­ные пе­ре­ходы между ка­би­ной и спаль­ным от­се­ком.

Спаль­ный отсек Model 579 EPIQ осна­щен 18-дюй­мо­выми бо­ко­выми от­ра­жа­те­лями, ко­то­рые к тому же имеют окан­товку из 8-дюй­мо­вых ре­зи­но­вых рас­ши­ри­те­лей. В итоге у ка­бины аэро­ди­на­ми­че­ское опе­ре­ние общей дли­ной 660 мм.

Peterbilt стал ис­поль­зо­вать более ши­ро­кие соты в об­ли­цовке ра­ди­а­тора. Это сде­лано для улуч­ше­ния охла­жде­ния ра­ди­а­тора 400-силь­ного мо­тора MX-13 и для сни­же­ния ло­бо­вого со­про­тив­ле­ния ав­то­мо­биля. Ра­ньше такие ячейки ис­поль­зо­вали на мощ­ных (более 450 л.с.) дви­га­те­лях.

До­пол­ни­тель­ное ре­зи­но­вое уп­лот­не­ние между кры­льями и бам­пе­ром тоже призвано от­ра­жать на­бе­га­ю­щий воз­душ­ный поток в раз­ные сто­роны гру­зо­вика. По­доб­ный ма­ло­за­мет­ный эле­мент вно­сит свою лепту в улуч­ше­ние аэро­ди­на­ми­че­ских ха­рак­те­ри­стик тя­же­ло­воза.

Окан­товка колес­ной арки вы­пол­нена из проч­ной пласт­массы и по­кры­вает ниж­ний пе­ри­метр всего тя­гача. Она пре­пят­ствует про­ник­но­ве­нию воз­душ­ного по­тока к шасси и, сле­до­ва­тельно, по­вы­шает аэро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­стики.

Ре­зи­но­вое уп­лот­не­ние уста­нов­лено в про­ме­жутке между две­рью и бо­ко­вым об­те­ка­те­лем шасси. В нишу не дол­жен по­па­дать воз­дух.

Об­нов­лен­ный прио­пу­щен­ный бам­пер вме­сте с кры­льями и бо­ко­выми от­ра­жа­те­лями об­ра­зует еди­ный ин­те­гри­ро­ван­ный обвес по всему пе­ри­метру тя­гача. На­ли­чие до­пол­ни­тельно пла­сти­ко­вого от­ра­жа­теля по­мо­гает пе­ре­рас­пре­де­лить воз­душ­ный поток в раз­ные сто­роны. Од­нако если по­лу­при­цеп не­эки­пи­ро­ван бо­ко­выми юб­ками-от­ра­жа­те­лями, то уста­нав­ли­вать этот до­пол­ни­тель­ный свес на бам­пер не ре­ко­мен­ду­ется.

Место, где под об­те­ка­те­лем раз­ме­щена си­стема Smartair, вклю­ча­ю­щая ото­пи­тель и кон­ди­ци­о­нер. Они за­пи­таны от АКБ, что поз­во­ляет во­ди­те­лям ор­га­ни­зо­вы­вать для себя мик­ро­кли­мат в ка­бине оп­ти­маль­ным об­ра­зом без за­пуска дви­га­теля.

В этой точке срыва воз­душ­ного по­тока на от­ра­жа­теле преду­смот­рен изгиб, по­мо­га­ю­щий на­прав­лять ветер в сто­рону от транс­порт­ного сред­ства. Этот нюанс был под­ска­зан спе­ци­а­ли­стами по аэро­ди­на­мике после про­ве­де­ния де­таль­ных расче­тов.

Новые кол­паки тан­дем­ных осей пол­но­стью за­кры­вают сту­пицы колес и пре­пят­ствуют по­па­да­нию туда воз­душ­ного по­тока. Про­зрач­ный пла­стик имеет не­зна­чи­тель­ный вес и не со­з­дает не­у­добств при ви­зу­аль­ном осмотре сту­пицы ко­леса.

Зад­ние огни ин­те­гри­ро­ваны в зад­ний бам­пер. Све­то­ди­од­ные лампы ра­ньше рас­по­ла­га­лись на крон­штейне с брыз­го­ви­ком, но расчеты аэро­ди­на­ми­ков по­ка­зали сни­же­ние тур­бу­лент­ных за­вих­ре­ний.

Аэро­ди­на­мич­ная форма крон­штейна зер­кала зад­него вида спро­ек­ти­ро­вана с уче­том вет­ро­вых на­гру­зок с од­но­вре­мен­ной ми­ни­ми­за­цией ди­на­ми­че­ского со­про­тив­ле­ния.

После изу­че­ния про­блем­ных с точки зре­ния аэро­ди­на­мики мест спе­ци­а­ли­стам Peterbilt оста­лось лишь "со­брать уро­жай" и при­ме­нить по­лу­чен­ный опыт в об­нов­лен­ной мо­дели.