СтатьиCATERPILLAR внедряет технологию ACERT (Журнал "АВТОТРАК" N7-8 за 2003 год.)
Для дилеров

Опросов нет

Архив вопросов


Вернуться назад

CATERPILLAR внедряет технологию ACERT (Журнал "АВТОТРАК" N7-8 за 2003 год.)

    Ужесточающиеся экологические требования вынуждают авто-производителей постоянно разрабатывать новые и серьезно дорабатывать уже существующие•конструкции двигателей. И здесь каждый производитель идет своим путем. Так, компания Caterpillar с начала 2003 года активно внедряет в производство двигатели для грузовиков и автобусов оснащенные новой комплексной технологией ACERT, направленной на повышение чистоты отработанных газов.

    Аббревиатуру ACЕRТ (Advanced Combustion Emission Reduction Technology) можно расшифровать как "Технология снижения вредных выбросов путем внутреннего сгорания". Данная технология объединяет в себе технические усовершенствования ряда основных систем двигателя: воздушной, топливной, электронной, а также систем дополнительной очистки.


Воздушная система

 

    В двигателях, предназначенных для тяжелых условий эксплуатации (С11, С13, С15), вместо одного турбокомпрессора использована более производительная система с двумя последовательно установленными турбонагнетателями (twin-turbo) и двумя интеркулерами, один из которых выполнен по схеме "воздух - воздух", а другой - "охлаждающая жидкость воздух". Этим обеспечивается больший приток воздуха в цилиндры и, как следствие, более полное сгорание топлива. Кроме этого, второй турбокомпрессор, нагнетающий воздух в двигатель, оснащен электронно-управляемым клапаном, регулирующим давление наддува. Это тоже носит свою лепту в повышение чистоты выхлопа, так как достигается точное управление объемом воздуха, необходимым двигателю на разных режимах и нагрузках, что также помогает более эффективному и полому сгоранию топлива. Эта воздушная система также использует технологию "изменяемой активации клапанов". Здесь применяются высокоскоростные электрогидравлические исполнительные механизмы (всего их 12, по 2 на цилиндр), которые открывают впускные и выпускные клапаны. При частоте вращения коленвала 1800 об/мин каждая пара впускных и выпускных клапанов может открываться со скоростью до 30 раз в секунду! Такая технология не только помогает оптимизировать процесс смесеобразования в цилиндрах. Она также позволяет использовать так называемую "внутреннюю рециркуляцию выхлопа" для дополнительного понижения токсичности отработанных газов. На такте пуска эти электрогидравлические исполнительные механизмы одновременно отрывают и впускные, и выпускные клапаны, при этом поступающий свежий воздух смешивается в цилиндрах с частью отработанных газов из выпускного коллектора.

 

Топливная система

 

    Двигатели серии С7 и С9, разработанные с использованием технологии ACERT, Оборудованы проверенной топливной системой Caterpillar HEUI, которая с 997 г. применяется на всех двигателях Caterpillar среднего класса. Она представляет собой топливную систему с гидравлически активируемыми и электронно-управляемыми инжекторными блоками. Эта система обеспечивает возможность многофазного впрыска, при котором горючее подается в цилиндры не сразу, а с интервалами и небольшими порциями, что в итоге способствует лучшему сгоранию топлива и снижению уровня выхлопа. Говоря точнее, за один рабочий такт форсунка впрыскивает в цилиндр пять строго дозированных электроникой порций топлива: так называемую пилотную, 3 основные и завершающую.
    В двигателях,. предназначенных для тяжелых условий эксплуатации, включая модели C11, C13 и С15, применена топливная система MEUI с механической активацией электронно-управляемого инжекторного блока. При этом топливная система MEUI использует ту же технологию многофазного впрыска, что и система HEUI.
    

Система дополнительной очистки отработанных газов

 

    Описанные топливная и воздушная системы позволяют снизить содержание в выхлопе окислов азота. Помимо этого, с 1994 г. на двигателях Caterpillar среднего класса (а на двигателях для тяжелых условий работы - с октября 2002 г.) применяется не входящая в состав технологии ACERT отдельная система дополнительной очистки выхлопа. Эта система называется "дизельный катализатор окисления" (Diesel Oxidation Catalyst) и предназначена она для уменьшения содержания твердых частиц в отработанных газах путем химического преобразования окиси углерода и несгоревшего углеводорода в водяной пар и углекислый газ. Данная система нейтрализации выхлопа встраивается в глушители и конструктивно выполнена из нержавеющей стали с такой же температурой поверхностного слоя, что и у современных двигателей. Расчетный срок службы такой системы дополнительной очистки не меньше срока работы самого двигателя, при этом система практически не требует обслуживания и чистки.
    За океаном двигатели с технологией ACERT уже устанавливаются на транспортные средства. И данная технология позволит двигателям CATERPILLAR отвечать жестким экологическим требованиям вплоть до 2007 года. 

    

Характеристики моделей двигателей, оснащенных комплексом ACERT

 

Прежнее обозначение Нынешнее обозначение Рабочий объем, л Мощность, л.с.

3126

С7

7,2

190-330

C9

C9

8,8

275-400

C10

C11

11,1(был 10,3)

305-370

C12

C13

12,5(был 11,9)

335-505

C15

C15

15,2(был 14,6)

435-550