СтатьиФрадков спасет российские грузовики
Для дилеров

Опросов нет

Архив вопросов


Вернуться назад

Фрадков спасет российские грузовики

RBC daily: На днях руководители предприятий грузового автопрома России и Белоруссии обратились с письмом к премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову. Компании ОАО "КамАЗ", РУП "МАЗ", АМО "ЗИЛ", ОАО "РусПромАвто", ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ", ОАО "Автодизель", УП "ММЗ", СП ЗАО "МАЗ-МАН", ЗАО "ЦК МФПГ "БелРусАвто" решили обратить внимание российского руководителя на необходимость создания благоприятных условий для развития производства грузовых автомобилей. Основным условием называется повышение импортных пошлин как на подержанные, так и на новые грузовики, ввозимые на территорию Таможенного союза России и Белоруссии. Дело в том, что пошлинная политика обеих стран в этой сфере уже не актуальна, так как рыночная ситуация сильно изменилась, что привело к значительному росту импорта старых грузовиков, особенно в Белоруссии. Ожидается, что если меры по тарифной защите внутреннего рынка будут приняты, то они создадут необходимые условия для стабильного развития грузового автопрома обеих стран. При этом в Минпромэнерго обещают, что основная просьба авто производителей - радикально повысить ввозные пошлины на подержанные грузовики - почти наверняка будет выполнена.

Российские и белорусские производители предлагают правительству прежде всего сделать импорт подержанных грузовиков - основных конкурентов их продукции по ценам - невыгодным делом. Суть предложений заключается в том, чтобы привести пошлинную политику в соответствие с международной практикой. Точнее, установить на постоянной основе таможенную пошлину на ввозимые грузовики, бывшие в эксплуатации, в размере 50%, но не менее 3 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя. Кроме того, по мнению авторов письма премьеру, следует изменить критерий отнесения транспортного средства к категории подержанных. Такими должны признаваться автомобили, с момента производства которых прошел 1 год и более, а не 3 года и более, как это принято сейчас.

Примечательно, что авто производители решили подстраховаться и не ограничиваться только регулированием импорта подержанных автомобилей. Они предложили российскому правительству еще ряд мер, согласно которым предлагается довести таможенные пошлины на новые грузовики до 22% - уровня стран Евросоюза. Кроме того, стимулом для производства грузовых автомобилей, по мнению представителей автопрома, станет запрещение легальных способов обхода уплаты таможенных пошлин и налогов при импорте. Имеется в виду режим так называемого "временного ввоза" транспортных средств, при котором таможенные платежи вообще не взимаются. Вместе с тем вопрос об изменении пошлинной политики в отношении импорта подержанных грузовиков остается самым принципиальным.

В компании "АСМ-Холдинг", специализирующейся на анализе российского автомобильного рынка, не считают сегодняшнюю ситуацию с импортом подержанных грузовиков в Россию критичной, но отмечают, что логика представителей грузового автопрома вполне понятна. "На сегодняшний день причины, по которым следовало бы ужесточать пошлинный режим в отношении подержанных грузовиков, явно не просматриваются. Так, в 2004 г. производство отечественных грузовых автомобилей увеличится по сравнению с прошлым годом на 4-5%. С другой стороны, этот результат мог бы быть и лучше, - комментирует RBC daily происходящее Виктор Пашков, начальник аналитического отдела "АСМ-Холдинга". - Поэтому целью обращения авто производителей к Михаилу Фрадкову является не преодоление уже возникшей критической ситуации, виной возникновения которой стал большой объем импорта подержанных грузовиков. Смысл данной инициативы - обеспечение защиты рынка в будущем. Производители грузовиков просто хотят обеспечить себе стабильную работу в перспективе, и за это их осуждать нельзя".

Впрочем, есть еще одна трактовка того, почему авто производители обратились со своим предложением именно сейчас. Как рассказали RBC daily в одной из российских компаний, составлявших письмо Михаилу Фрадкову, изначально идея об ужесточении пошлинного режима была подана белорусской стороной. Дело в том, что в этой стране в отличие от России ситуация с ввозом старых грузовиков уже сейчас очень остра. Машины возрастом более 3 лет более конкурентоспособный по ценам и сильно загрязняют окружающую среду, что также немаловажно. Поскольку Россия и Белоруссия намерены завершить создание Таможенного союза, российские авто производители просто присоединились к этой идее.

Если меры тарифной защиты внутреннего рынка в результате будут приняты (решение об этом может быть принято уже в конце зимы), то они создадут минимально необходимые условия для стабильного развития грузового автопрома обеих стран и привлечения в отрасль инвестиций, в том числе из дальнего зарубежья. В ведомстве Виктора Христенко обещают, что, по крайней мере, основной вопрос - об изменении пошлинной политики в отношении импорта подержанных грузовиков - будет решен положительно. "В Минпромэнерго уже ознакомлены с предложениями производителей грузовиков об изменении пошлинной политики. Решения по ним будут разработаны в ближайшее время. Какими они будут - говорить пока преждевременно, но пошлинный режим для ввозимых подержанных грузовых автомобилей наверняка будет изменен", - сообщили RBC daily в пресс-службе Минпромэнерго.