СтатьиАМЕРИКАНЕЦ ФЕДЯ. Газета "Автобизнес-Weekly" N 36(485)от 8 сентября 2005 г
Для дилеров

Опросов нет

Архив вопросов


Вернуться назад

АМЕРИКАНЕЦ ФЕДЯ. Газета "Автобизнес-Weekly" N 36(485)от 8 сентября 2005 г

Все чаще вместо привычных взгляду стареньких КамАЗов на дорогах встречаются американские тягачи. В частности грузовики корпорации Freightliner. Водители их называют "Федя".

В чем причина популярности американских грузовиков в России? Давайте разбираться вместе.

Почем американцы продались русским.

Цены российского автомобильного рынка на американские грузовики с полной уверенностью можно назвать демпинговыми. Большинство предлагаемых грузовиков Freightliner FLC120 не старше 1998 г. Ценовая разница не превышает 5 000 долларов. Таким образом стоимость этих тягачей колеблется от 31 000 до 36 000 долларов. Цена зависит от модификации двигателя (Caterpillar либо Detroit Diesel S60) и, естественно, общего состояния автомобиля. При этом европейские конкуренты продаются за такие же деньги.

Hello, Федя!

Вот он перед нами - красавец Freightliner FLC120. Прибыл в Россию из Гаити, а встретили мы его на придорожной стоянке в Карелии. Действительно красавец. Мы еще долго будем привыкать к такой экзотике. Ведь невозможно пройти мимо не остановившись полюбоваться мощным и элегантным "американцем". Трудно привыкнуть, что грузовик - это не только рабочая лошадка, но и машина, предназначенная для комфортной работы и... эстетического удовольствия. Удивляться тут нечему. Это стандартная американская "фишка" - превращать машину в объект поклонения.

При ближайшем рассмотрении сразу обращаешь внимание на продуманную аэродинамику тягача. Ни одного прямого угла, все грани "слизаны", что придает грузовику не только красивый внешний вид, но имеет и практическую пользу. Минимальное сопротивление воздуха уменьшает расход топлива. Хоть и незначительно, но с учетом среднегодовых пробегов экономия получается ощутимая. Еще один приятный сюрприз - масса Freightliner. Несмотря на суровый внешний вид, весит машина всего 8 тонн. Такой результат достигнут благодаря пластиковому капоту и всем наружным панелям кузова, выполненным из того же материала. Открытым остается вопрос о поведении пластика в 30-градусные российские морозы. Скорее всего при низких температурах он станет хрупким, а найти пластиковое крыло на Freightliner в российской глубинке - задача не из легких.

Приятным дополнением является и экономия на автомойках. Тягач настолько обтекаемый, что, по словам водителя, на нем не оседает грязь. Ее просто-напросто сдувает.

Также хорошо продумано и расположение зеркал заднего вида. Четыре панорамных зеркала, по два на "носу" и боковых дверях, позволяют свести до минимума так называемую "мертвую зону". Выражаем благодарность конструкторам и за стеклянную вставку внизу правой двери. Кто ездил за рулем грузового автомобиля, знает, сколько неудобств доставляют маленькие легковушки, прячущиеся при опережении справа от взгляда водителя. С этой проблемой отлично справляется прозрачная дверь. Справедливости ради надо сказать, что на белорусских грузовиках последних лет выпуска это проблема решена не менее удачно. На верхней стойке пассажирской двери устанавливается панорамное зеркало, направленное вниз. Это позволяет увидеть не только легковой автомобиль, спрятавшийся за правой дверью, но и бордюр, что очень удобно при маневрировании и парковке в городских условиях.

Длинный "нос", огромное спальное место, колесная формула 6х4 плюс полуприцеп - мы получаем длину 19,8 м. Допустимая длина фуры в Европе - 18,6 м., а на территории Российской Федерации - 20,0 м. Следовательно, в Европу такой грузовик не пустят.

Жизнь после смерти

Сердце Freightliner FLC120 - шестицилиндровый рядный силовой агрегат Detroit Diesel S60 объемом 12,7 литра с фантастическим расходом топлива. Груженый автомобиль при езде по трассе расходует не более 28 л/100 км. При таком расходе с двумя топливными баками по 400 л можно проехать без дозаправки почти 3000 км. В условиях России это особенно актуально - в некоторых регионах автозаправки встречаются редко.

По словам водителя, мощность такого двигателя 470 л.с. Официальные данные - 430 л.с. Но вы не найдете сему документального подтверждения. Это называется - славяне хитрят. При оформлении документов для снижения налогов от номинальной мощности "отняли" 100 л.с.

На трассе Freightliner без проблем развивает скорость 130 км/ч. И это только относительный предел, потому что установлен электронный ограничитель скорости. Когда-нибудь наши Кулибины придумают метод нейтрализовать ограничитель и "американец" покажет, на что он способен.

В дополнение к такому мощному двигателю на американских тягачах устанавливается 10-ступенчатая коробка передач Eaton-Fuiller. Хитрость такой трансмиссии в том, что сцепление выжимается только для трогания с места. Все последующие передачи включаются без сцепления. По словам водителей, к такой коробке передач нужно привыкнуть. Да и на черепашьи бега в пробках такая трансмиссия явно не рассчитана: пока выберешься из города, умаешься работать рычагом КП.

Зато ресурс мотора и КП Freightliner обещает удивить. За пять лет эксплуатации грузовик успел намотать около 1 000 000 километров, но сдаваться не собирается. Двигатель и трансмиссия находятся в отличном состоянии. До ремонтов еще далеко.

К плюсам можно добавить и мягкость подвески. Не уступая "европейцам" в грузоподъемности, тягач из Америки намного превосходит их в плавности хода.

Кое-что не по-нашему

Есть в этих "американцах" и интересные конструктивные отличия от российских и европейских аналогов. 4 аккумулятора, соединенные параллельно, напряжение в бортовой сети - 12В. В то время как у большинства "коллег" вся электрика рассчитана на 24В, и две аккумуляторные батареи соединяются последовательно. Почему четыре? Все очень просто. Припарковавшись на обочине, можно совершенно спокойно включать габаритные огни на всю ночь. Проблем с утренним запуском не будет, т.к. два аккумулятора рассчитаны только на габаритные огни, а два - на запуск двигателя.

Еще один шаг в сторону упрощения - отсутствие центральной смазки. В Freightliner есть 24 точки для смазки, и периодически их нужно спринцевать. Это немного. В российских грузовиках их больше.

Теперь о недостатках. Как бы ни был хорош Freightliner - они есть. Российские дороги очень узкие, и даже на фуре стандартного размера место для разворота надо поискать. А при длине американского грузовика можно проехать десятки километров в поисках площадки для разворота. Наверное, в Америке с этим попроще.

Как ни странно, но мощный мотор имеет и минусы. В России существуют подъемы, на которые зимой могут забраться только КамАЗы и МАЗы. Лишь небольшую конкуренцию им составляют "европейцы", у которых поднимается второй задний мост. Повышению проходимости способствуют блокировки дифференциалов, но особых иллюзий водители не питают: зимой будут проблемы. Особенно в Республике Карелия и на подступах к Мурманску, где обледенелые подъемы не редкость.

Кстати, про зиму. В этом тягаче нет автономного отопителя кабины - да и зачем он на Гаити? А в России Webasto - необходимость. Вот и встает перед нашими водителями выбор. Или греть двигатель, или раскошеливаться на покупку и установку отопителя.

И еще один непонятный просчет. Во-первых, при таком высоком качестве проектирования и сборки автомобиля конструкторы совершенно не обратили внимания на качество освещения дороги в ночное время. Возможно, это объясняется тем, что американские дальнобойщики не зажаты в жесткие временные рамки и могут позволить себе ночью спать. Для наших же водителей это непозволительная роскошь и им приходится устанавливать дополнительные фары и прожекторы. А во-вторых, передние габаритные огни светятся оранжево-красным светом. Жутко представить себе возможные последствия такой непонятной недоработки. Надо расставить точки над "i". Передние габариты - белые, задние - красные. Иначе в сумерках уставший водитель может принять оранжево-красные огни за задние габариты грузовика, движущегося в попутном направлении и попытаться объехать его слева... А дальше... лобовое столкновение.

Площадка для гольфа

И уже совсем отдельный разговор, так сказать, на десерт, про рабочее место дальнобойщика в Freightliner. Все машины комплектуются площадкой для гольфа. И называется она - кабиной. По словам одного из водителей этого автомобиля, ложась спать, получаешь такой уровень комфорта, что прощаешь ему все: и плохой свет фар, и ограниченную маневренность. Действительно, спальное место не большое, оно огромное. Стоя в полный рост, нужно подпрыгнуть, чтобы достать до потолка руками. Саму кровать можно назвать "полуторкой", настолько она широкая.

Впечатляет и оснащение кабины: устройств, повышающих комфорт, - масса. К сожалению, при переправке тягачей из Америки в Россию очень часто пропадает предусмотренный конструкцией холодильник. Печь СВЧ тоже должна была быть. Но - была... Зато остается встроенный столик, два маленьких шкафчика для одежды обоих водителей и газовая горелка для приготовления пищи. Одним словом, полноценный дом на колесах.

Вердикт "АБw"

Обидно, конечно, что мы не научились ценить себя так, как ценят американцы, заботясь о своем комфорте. Но факт остается фактом - отличная машина, достойная тяжелого труда дальнобойщика. Скажем прямо, ни один из опрошенных водителей пересаживаться на европейские, а тем более российские грузовики желания не изъявил. Остается только надеяться, что эти машины приживутся у нас. Для этого есть все предпосылки. Относительная простота конструкции и ремонтопригодность, комфорт, экономичность и огромный ресурс. Под вопросом наличие запчастей, но вслед за грузовиками появятся и они. А что до "неевропейской" длины... Велика ты, Россия, отступать есть куда, а грузы возить - тем более. Поэтому среди машин для внутрироссийских перевозок американцы займут достойное место. Точнее, уже заняли.v

Тяжелые грузовики Freightliner Century Class, впервые представлеы публике в 1995 году, предлагаются в двух основых исполениях: С112 с коротким и С120 с длинным капотом. Спальные отсеки длиной 1220, 1473 и 1778 мм могут быть совмещены со стандартной кабиной внутренняя высота котоой составляет 1740 мм.

Специально для семейства Century Class был разработан 6-цилиндровый рядный 12-литровый дизель DDCS55, оснащенный турбонаддувом. Двигатель был создан совместными усилями фирм Mercedes-Benz и Detroit Diesel. Мощность мотора с электронной системой упавления - от 300 до 365 л.с. Помимо этого штатного мотора по желанию заказчика могут устанавливаться силовые агрегаты Detroit Diesel серии 60, либо их аналоги призводства фирм Cummns и Caterpillar. Границы мощностного диапазона этих моторов 283-608 л.с.